пятница, 21 декабря 2018 г.

Голые дети - всегда спекуляция?

Алиса Лидделл в качестве модели

Существует мнение о том, что Льюис Кэрролл был педофилом. Это связано не с его книгами, как некоторые могут подумать, а с художественными фотографиями, на которых автор чаще всего запечатлевал маленьких девочек. Среди них была и 10-летняя Алиса Лидделл, ставшая прообразом главной героини "Алисы в стране чудес" (1865). Некоторые исследователи опровергают это заявление, утверждая, что Кэрролл просто любил детей.

Древняя культура 


В Древней Греции сексуальные отношения между мужчинами и юными мальчиками считались общественно приемлемой нормой. Это были отношения наставника-учителя и его протеже. 

Амуры

 
В западном искусстве существует всем известная традиция изображения голого ребенка в образе бога любви, Эроса, также известного как Амура, олицетворяющего собой человеческую невинность. 

Лолита-Пеппи

 
Шведский художник Палле Торссон шокировал Астрид Линдгрен, а также Пеппи и ее друзей, создав 25-минутный ролик-нарезку сцен из фильма с 9-летней Пеппи, представив ее в образе Лолиты. Мы реагируем с недоумением, глядя на те же самые изображения, которые мы видели когда-то в фильмах о Пеппи.
- Идея Лолиты близка к Пеппи. - утверждает Палле Торссон. Его цель состояла в том, чтобы показать, как уязвимы дети и как изменился взгляд взрослых на детей в наши дни.

Американский специалист в области истории культуры Камилла Палья сказала нам, что если бы мы сегодня создали нечто похожее на то, что когда-то создавалось в греческом искусстве или в эпоху Возрождения, к нам бы в дверь уже стучала бы полиция, - говорит Кнут Льёгот, куратор Национальной галереи.

- Я считаю, что изображение детей в сексуальных ситуациях, безусловно, неприемлемо. Но есть и примеры искусства, которые воспринимаются неверно. Мы живем в лицемерное время, когда несправедливость правит бал. И до тех пор, пока существует художественная традиция изображать детей без одежды, в обществе будет случаться очередная истерия по этому поводу. Это своего рода новая политика двойных стандартов. 

Лолита

 
В романе "Лолита" Владимира Набокова Гумберт влюбляется в в двенадцатилетнюю падчерицу Лолиту. Спорность темы вынудила Набокова яростно бороться за то, чтобы книга была издана, и она была выпущена во французском издательстве в 1955 году.

Первая версия фильма вышла в 1962 году, режиссером ее был Стэнли Кубрик. В 1996 году вышла новая версия Лолиты Эдриана Лайна, с Джереми Айронс и Доминик Суэйн в главных ролях. Фильм вызвал куда более бурную реакцию, чем сама книга в 50-х. Джереми Айронс обещал покинуть Великобританию, если британские дистрибьюторы фильма не смогут гарантировать ему, что фильм будет показан на его родине. 

Педофилия в работах Пруста

 
В 2000 году вышел в свет роман Хенрика Лангеланна "Реквием". Это книга о пожилом норвежце, путешествующем в Занзибаре, где у него завязывается роман с мальчиком. В книге есть ссылки на труд Марселя Пруста "В поисках утраченного времени". Лангеланн был удивлен приемом критика.

Я был сосредоточен на утверждениях Пруста, не обращая внимания на вопросы педофилии, в то время как "рядовых" читателей в большей степени занимают действий главного героя.

- Почему вы выбрали эту тему?

- Одна из важнейших социальных задач искусства и литературы, как сказал Георг Брандес, является дискуссия вокруг ключевым проблем. На мой взгляд, педофилия является одной из самых больших социальных проблем современности, но представление жизни педофилов часто вызывает проблемы. Я хотел создать более сложную и динамичную картину интеллектуальной жизни педофила, ни в коей мере не прославляя ее.

Лангеланн считает, что люди искусства должны быть осторожными, работая с опасными темами.

- Каждый человек должен спросить себя: является ли это провокацией или же выражением мнения группы приверженцев какой-либо идеи?

Живописец и график Виллибальд Сторн известен своим шокирующим искусством. Но он признает, что даже он был шокирован видео Бьярне Мелгаарда ​​"Все королевы гимнастики заслуживают того, чтобы умереть", где мы видим 22-секундную сцену, в которой человек сосет руку младенца. Видео привело к пересмотру взглядов о благополучии шведских детей.

- Это было очень страшно, и я не думаю, что я хотел бы сделать это именно таким образом. Но это хорошо, что людей это задевает. Может быть они проснутся и посмотрят на некоторые вещи новым взглядом.

Британский искусствовед Эдуард Люси-Смит утверждает, что представление детей в искусстве значительно изменилась с появлением фотокамеры. На фотографии, а еще больше на ЖК экране, изображение имеет большую власть, чем написанное слово, когда дело доходит до этой деликатной темы. Представление ребенка, олицетворения невинности, в том образе, которое было распространено в древности и в Ренессансе, немыслимо сегодня. 

Невинность детей

 
Британский искусствовед Эдуард Люси-Смит считает, что сегодня мы утратили способность видеть разницу между наготой и сексом, когда мы видим детей в искусстве. Он соглашается с философом Жаном-Жаком Руссо, который считал, что дети - невинные существа, но зверства, происходящие вокруг них, портят их, когда они вырастают.

Темные стороны семейной жизни

Мы видим, что педофилия является все более популярной темой, в том числе и в кинематографе. "Счастье" Тодда Солондза - комедия 1999 года об американской буржуазной семье с ее самыми темными тайнами и секретами. Семьянин Билл - педофил, ведущий разговор о своей сексуальной ориентации с двенадцатилетним сыном, с одноклассниками которого он вступал в связь. В оскароносной "Красоте по-американски" отец в исполнении Кевина Спейси представляет 17-летнюю подругу свою дочери, лежащую в кровати, усыпанную лепестками роз. 

Борьба за внимание 


Я думаю, что свобода в искусстве прежде всего означает, что мы должны проявлять большую терпимость в вопросах, вокруг которых царит истерия в желтой прессе, говорит Аудун Экхофф, куратор музея современного искусства. Он подчеркивает, что современные художники борются за общее внимание.

Существует тонкая грань, переходя которую, художник рискует превратить свое искусство из свободного художественного самовыражения в банальную спекуляцию. Художественные институты должны следить за тем, чтобы игра не выходила за эти пределы. А вот где провести эту черту, должен решать сам человек, говорит Экхофф из Музея современного искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.